Персональные "заоблачные" вычисления

Дата публикации: 15/04/2009

Привычные приложения понемногу перетекают в сеть и уже многие, когда говорят о чтении почты, подразумевают в первую очередь просмотр ее посредством браузера. Не удивлюсь, если процент таких людей гораздо больше, чем тех, кто пользуется традиционными почтовыми программами. Благодаря Google в сети появились и такие сложные приложения, как текстовый редактор и электронные таблицы. А на данный момент, можно сказать, что в рамках браузера реализованы все стандартные офисные приложения. Разумеется, их возможности уступают своих настольным аналогам, но с другой стороны приходит и понимание достаточности предлагаемых инструментов для решения 90% возникаемых задач.

Одна из описываемых в заметке "операционных систем в браузере" - webos "Cloudo", запущенная в полноэкранном режиме

Лет этак десять назад, а быть может даже и больше, достаточно много говорили о технологиях "толстого" и "тонкого" сетевого клиента. Толстый клиент - это обычный компьютер, который самостоятельно выполняет все расчеты и отсылает на сервер только результат. Соответственно, и требования к подобным компьютерам были достаточно высокие и стоили они достаточно дорого. Технология тонкого же клиента заключалась в том, что персональный компьютер не занимался собственно вычислениями, а только принимал от пользователя исходные данные, отсылая их на сервер, и отображал возвращаемые сервером результаты. Другими словами, все энергоемкие вычисления делались сервером, а персональный компьютер получался недорогим и простым.


В то время "тонкие" клиенты так и не пошли в серию, но были проработаны некоторые технологии, определяющие общие принципы работы таких систем. Сейчас мы переходим на новый виток возрождения "тонких" клиентов. Вдруг оказалось, что браузер является идеальным тонким клиентом, т.к. уже присутствует практически на всех компьютерных платформах. И появление технологии AJAX, которая позволила обновлять не всю страничку, а только ее часть, было одним из катализаторов взрывного роста он-лайн приложений.

Появление WebOS

Если мы можем сделать он-лайн приложение для чтения почты или редактирования офисных документов, то почему нельзя написать полноценную операционную систему? И тогда с любого компьютера в мире можно будет получить доступ к своим программам и своим данным. Лишь бы поблизости был любой компьютер с достаточно широким каналом доступа в интернет. Это мысль пришла в голову сразу нескольким компаниям и на данный момент есть несколько уже реализованных проектов подобного рода. К самым известным можно отнести следующие:

Вы можете зайти по любой из вышепредставленных ссылок и попробовать эти системы вживую. Тем более, что для регистрации обычно даже не нужно указывать свой электронный адрес - достаточно придумать себе логин и пароль. Мне больше всех понравились первые две системы в этом списке, т.е. "iCloud" и "Cloudo". При этом работали они обе достаточно быстро по сравнению с остальными "операционными системами".

Тенденция перенести сложные вычисления на сервер, оставив на стороне пользователя только интерфейс, затронула сейчас многие компании. В этом направлении работают все основные игроки, включая Microsoft, Google, Yahoo, Adobe и множество небольших компаний. Вполне возможно, что через некоторое время появится операционная система от Google, о которой иногда говорят, и именно в таком виде. По крайней мере, одна из причин выпуска браузера "Chrome" это возможность для Google контролировать платформу для запуска своих приложений. Одна из особенностей "Chrome", кстати, заключается в том, что любую страничку можно запустить в режиме родного приложения операционной системы, скрыв весь интерфейс браузера.

Как все это будет работать в будущем и насколько окажется востребованным пока неизвестно, но многим пользователям сети уже достаточно давно для полноценной жизни в интернете вполне достаточно браузера. На данный момент такие сервисы пока разрозненны - социальные сети отдельно, электронная почта отдельно, блоги отдельно и т.д. Сейчас наблюдаются процессы стандартизации обмена информацией между подобными сервисами - то, что в совокупности мы называем "Web 2.0". Интеграция нескольких сервисов под одной учетной записью делается пока только такими грандами как Google или Microsoft. Разумеется, ресурсоемкие задачи типа 3D-моделирования или серьезной работой с графикой и видео - там где требуются серьезные расчеты - вряд ли полностью переедут в онлайн. А с другой стороны можно ведь делать окончательный рендеринг тех же 3D-роликов на внешних серверах. Правда?

Что нам предлагают сейчас?

Существующие реализации "операционных систем в браузере" обычно имитируют внешний вид и поведение обычных настольных операционных систем, а в качестве основного элемента для построения интерфейса используется XHTML+CSS2 и JavaScript+AJAX. В ряде случаев задействуется и Flash. При этом во всех системах, как правило, предоставляется место на сервере в размере 1-3 гигабайт - для хранения собственных данных. Также во всех системах предустанавливается некоторый "офисный минимум", включащий в себя текстовый редактор, электроннную таблицу и презентацию. Плюс обычно включают приложения для просмотра фотографий или видео - подобные приложения обычно завязываются на какой-нибудь известный хостинг типа Flickr или YouTube.

Практически все из вышеперечисленных систем позволяют зарегистрироваться и пользоваться сервисом бесплатно. Подозреваю, что за предоставление дополнительного пространства, а также для предоставления услуг небольшим компаниям уже будут взиматься деньги. Скорее всего, такие сервисы будут продавать свои услуги по подписке.

Для взаимодействия с внешним миром, в подобных "операционных системах" можно использовать протоколы удаленного доступа к диску на основе WebDAV. При этом такой диск будет одновременно виден в вашей родной операционной системе как обычный сетевой диск.

Существующие реализации систем, нужно сразу сказать, являются достаточно заторможенными, даже если у вас есть широкий канал в интернет. Насколько я понимаю, камень преткновения здесь - это скорость работы JavaScript. Кроме этого, далеко не все браузеры поддерживаются той или иной "операционной системой". Почти все они запускаются под IE, хотя и могут требовать ее версию не ниже определенной, а также обычно поддерживается и FireFoх. Используя же Chrome, мне не удалось войти ни в "iCloud", ни в "eyeOS".

Альтернативные варианты

Кроме полного переноса всех приложений на сервер и предоставления доступа пользователю к системе посредством браузера сейчас становятся очень популярными сервисы, которые позволяют синхронизировать некоторые данные в программе и на сервере. При этом для таких приложений можно вносить изменения как в самой программе, так и через web-интерфейс на сайте. Подобные решения предлагаются, например, компанией Apple в лице "Mobile Me". Сильная интеграция "Mac OS X" с данным сервисом заметна во встроенных приложениях операционной системы и в тех, что входят в пакет "iLife", когда одной кнопкой можно синхронизировать данные в календаре или опубликовать фотографии из "iPhoto". Подобный сервис есть и у Microsoft - они продвигают похожие услуги в связке со своим порталом "Windows Live!".

В качестве примера независимой программы, которая сильно интегрирована с web-сервисом, можно привести "Google Picasa". Если вы пользуетесь данным приложением для каталогизации своих фотографий, то можете одной кнопкой размещать целые альбомы на серверах Google и устанавливать права доступа для просмотра тех или иных фотогалерей.

Другая тенденция, которая сейчас наблюдается, это синхронизация всех устройств пользователя, которые содержат важную информацию для повседневного использования. Это относится в первую очередь к адресной книге, заметкам и календарю. Скажем, Вы можете внести данные о контакте в персональный компьютер и автоматически обновить его на своем телефоне или КПК. Другими словами, синхронизация происходит при помощи сервиса в интернете.

Так что мы все сильнее и сильнее интегрируемся в сеть. И с ростом пропускной способности сети, расширения доступности интернета, а также дальнейшего увеличения мощности компьютеров привычные приложения и наш способ работы с ними могут существенно измениться. О мощности компьютеров я сказал не зря, т.к. только таким образом можно существенно повысить скорость обработки JavaScript, чтобы нивелировать задержки присущие всем современным web-приложениям. И я даже не исключаю того, что быть может даже сделают специальный чип, ускоряющий выполнение JavaScript. Это может быть вполне актуальным для карманных гаджетов.

Теги: он-лайн сервисы, операционные системы

Смотри также